Суббота, Апрель 20, 2024


Есть в Учалинском районе горы, деревни, отдельные деревья, месторождения полезных ископаемых, которые примечательны тем, что имеют про себя легенды. Вот отдельные из них.

800-летняя лиственница в д. Юлдашево

ДАВНЫМ-ДАВНО, в те далекие времена, когда еще р. Урал называлась Яиком, или даже до этого названия - Улусу, а на месте города Учалы и башкирских деревень были леса и болота, на месте д. Юлдашево расположилось селение, где жила красивая женщина Айгуль, муж которой Батыр-Галей был известен на всю округу своим мужеством. Но однажды в единоборстве с медведем Батыр-Галей погиб и на руках Айгуль остался крошечный сын Тимир.

Шли годы, осень сменяло лето, зиму сменяла весна. Все также журчал у подножия Святой горы Улусу-Яик, клубились облака над седым Уралом. Посеребрились волосы у Айгуль, морщины покрыли ее лицо. Одна радость у женщины - ее Тимир, ее сын - богатырь. Не было в селе человека, который не любовался бы горящими, как звезды в ночи, глазами батыра, его кроткой и нежной улыбкой, богатырскими плечами. А о силе и ловкости джигита пошла слава далеко за пределы Урала. А песни Тимира, чей слух не пленяли раздольные, грустные и нежные, печальные и смешливые напевы.

И вдруг, Черной, бешенной лавиной пронеслись гяуры по этим местам. Все, кто мог держать в руках меч и стрелы, и скакать на коне, вышли на битву с незваным врагом. Впереди всех славный Тимир. Два дня бились с гяурами и одолели их. Но не слыхать было в той стороне криков радости победы. Словно темная туча опустилась над аулом, даже ветер, казалось перестал шевелить листья, даже Улусу-Яик, казалось остановил свой могучий бег.

Погиб Тимир! Тимира убили! Страшная весть словно молния пронеслась по окрестным аулам. Черной рекой разлилась тоска по округе. Бедная Айгуль застыла над трупом сына. Ни плакать, ни говорить она не могла. Только глаза ее криком кричали, умоляли: «Сыночек, проснись, родной, проснись!». Но тщетны были мольбы несчастной матери. Тогда поднялась она, окаменевшая, застывшая в струнку от горя, и пошла на Святую гору, чтобы вымолить у аллаха жизни для сына. Три дня и три ночи молилась она на горе, но сын оставался недвижим. Отчаянный взор женщины блуждал безумно с одного предмета на другой. И вдруг, глаза ее потеплели, осветились какой-то мыслью. Это она увидела невдалеке маленький росточек лиственницы, который своей крохотной беззащитностью, своими зелеными иголочками напоминал маленького Тимира. Увлажнились глаза матери, бережно-бережно вырыла она это деревце и, прижимая его к груди, опустилась с горы. В последний раз омыла слезами тело сына и вырыв могилу, похоронила его у Подножия горы. А на могиле посадила то крохотное деревце, которое принесла с собой и сказала мать людям: «Отныне эта лиственница будет питаться соками моего сына. Все лучшее, что было в нем, передастся ей. Пусть эта лиственница станет могучим и красивым, как мой Тимир. Пусть она будет вашим спутником в горе и в радости!». С тех пор стали люди именовать дерево «Юлдаш» - спутник, надежный попутчик, а деревню называли «Юлдашево», сами стали называться «юлдашлар» (юлдашевцы).

Учалы

ОДНАЖДЫ на башкирскую землю пришел хан по имени Аксан Тимир. Пришел он и попросил башкир выдать за него их девушку. Они выполнили его просьбу. Хан щедро одарил их и уехал, оставив на время невесту. Через некоторое время он снова приехал, чтобы забрать невесту. Но теперь башкиры неожиданно воспротивились его желанию. Не отдали девушку. Сильно разгневался хан. Мстя за свою честь, хан разорил и сжег все кочевье и юрты здешних башкирских родов. Сильно пострадал народ от этого. Долго не забывали люди жестокого хана, проклятьями поминали его. Позднее озеро, на берегу которого жили эти башкиры и места получили название Усь алды (отомстил).

Озеро Карагайлы (Ворожейч)

ТАМ, где сейчас находится озеро Ворожейч, когда-то в давние времена люди добывали золото. Поблизости к озеру находилось кладбище и люди, чтобы достать золотоносную жилу, разрушили это кладбище. В последствии это место заполнилось водой, и часто, проходя мимо озера, люди слышали стоны, доносящиеся из глубины, стоны тех, чьи  души были потревожены. Озеро как бы выражало себя. Отсюда и название Ворожейч. Это одна из версий, с которой трудно согласиться и не согласиться.

Другая версия. Известно, что на озере Ворожейч растет множество белых кувшинок. Место их произрастания всегда связано с тихими заводями. Издавна на подобных местах растут кувшинки, где вечерами, как считали в народе, собирались ведьмы, русалки. Всегда такие места были связаны с ворожбой, гаданием. Отсюда и название Ворожейч, значит ворожить, гадать.

р. Канды Булак (д. Имангулово)

СЛОВО «булак» монгольское, в переводе означает вода, река «Кан» слово башкирское - кровь. Канды булак - кровавая река. Это название тоже сохранилось со времен татаро-монгольского нашествия. На этой реке произошло кровопролитное сражение с монгольскими завоевателями. Кровь текла рекой, как говорят в таких случаях. Вероятно, кровь павших воинов окрасила воду этой реки в кровавый цвет. И стали с тех пор называть эту реку Канды булак - кровавая река.

Золото Пугачёва

НЕ СЧЕСТЬ курганов и урочищ на башкирской земле, где якобы хранятся сокровища наших предков. Так согласно преданию, озеро Ак-куль (Белое озеро) близ деревни Ильчино до сих пор скрывает секрет пугачевского сундука с золотом.

Когда Пугачев отступал, старался держаться ближе к нам, к нашим лесам и деревням. Знал, что здесь его всегда ждет настоящая помощь и поддержка.

Проходил он со своим войском в восьми километрах от Ильчино через озеро Ак-куль, а по пятам за ним спешили царские каратели. Еще последний санный обоз, в котором находился огромный сейф с золотой казной предводителя, не успел миновать озеро, те уже достигли его берегов. Дело было весной, наступила оттепель, всюду таял снег и вот-вот мог проломиться лед. Чтобы тяжелый груз не задерживал движение и богатство не досталось преследователям, пугачевцы по команде своего вождя столкнули сейф с саней. От его удара образовалась пробоина и драгоценный стальной ящик скрылся под водой. Ушли тогда повстанцы от погони и про свой клад забыли.

Уже много лет спустя вспомнили старики пугачевские времена и рассказали про оставленное им золото. Загорелся кантонный Бузыкаев и захотел любой ценой достать сокровище. Известно, чем богаче, тем жаднее становятся. Прорву людей нагнал на берег. Не один день гнул народ спину на старшину, пытаясь прорыть канаву от озера. Но много ли выкопаешь земли вручную, лопатами и кайлами? К тому же кругом сплошные горы и скалы. Ничего не вышло у Бузыкаева. Только и осталась заброшенная канава со стороны деревни Малый Муйнак.

Щит Салавата

ПОСЛЕ ухода Пугачева из Башкирии Салават Юлаев задумал перебраться в недоступные горы и леса, и там продолжить войну с правительственными войсками. Продвигался он и по нашим дебрям. Как-то раз преследуемый отрядом регулярной армии царицы, Салават с горсткой джигитов остановил у подножия крутой горы загнанных лошадей и принял решение дать бой противнику на ее вершине. Заняв удобную позицию, они приготовились к неравному сражению. Когда солдаты пошли на приступ, батыр велел беречь боеприпасы и отбиваться от врагов камнями, разбросанными по всей горе. Дружно взялись за дело воины Салавата и заставили отступить неприятеля. После боя он произнес: «Вот что такое родная земля. Даже небольшая гора стала для нас настоящим щитом». И с тех пор так и зовут эту гору Калкан, что в переводе обозначает «Щит».

Ямансаз

ЕСТЬ возле деревни Янаул место, называемое Яман саз. Однажды преследуемый царскими войсками, Салават со своим отрядом оказался прижатым к этому болоту и вынужден был принять неравный бой. Исход, кровопролитной битвы был решен, и Салават, видя свою обреченность, решил все же спасти остатки отряда повстанцев. Продолжая командовать сражением, он кричал небольшой части добровольцев, куда вошли самые дюжие и могучие молодцы, валить лес и гатить болото. Вскоре в непроходимом болоте люди проложили из бревен и веток мостки, по которым уцелевшие воины бросились туда, где оставался единственный путь к спасению. Сам Салават покинул поле боя последним.

д. Сайтаково

ГОВОРЯТ, раньше в стародавние времена Сайтаково располагалось у озера Карагайлы. Но по какой-то странной случайности деревенские ребятишки один за другим стали тонуть в нем. И тогда аксакалы решили - надо переселиться. И нашли теперешнее место. Другое предание гласит. Со стороны с. Учалы в деревню ехал всадник и в дороге нагнал седобородого старца. Всадник вежливо обратился к старцу и предложил подвезти его, но тот отказался, пошел пешком. Но когда всадник уже подъезжал к деревне, старец оказался впереди. Удивление его было велико. Старик - аулия (святой) тогда сказал: «Запомни, твоя деревня под надежной защитой святых и она никогда не будет наказана».

д. Тунгатарово

ПРИМЕРНО в трех километрах от д. Старо-Муйнаково в сторону города Миасс находится деревня Тунгатарово.

Это произошло примерно 400-500 лет назад. Один бедный башкир Ильяс, который был известен своей недалекостью, поехал зимой в лес за дровами. За работой ему стало жарко и он, сняв шубу, повесил ее на дерево. Начало темнеть. Уж и дрова были сложены на сани. Ильяс торопился, потому что всякое зверье в то время в лесах водилось много. Поправляя сбрую на лошади, он посмотрел в сторону и заметил какую-то фигуру. Ильяс сначала подумал, что стоит человек. Окликнул - ответа нет. Тогда он решил, что это волк или медведь. Вытащив лук, он начал стрелять в воображаемого зверя.

А потом, что есть силы, погнал лошадь домой, а сам бежал рядом с санями.

В деревне он поднял переполох. Собрались мужики и пошли в лес забрать добычу Ильяса, всю прострелянную из лука. Хохот долго не смолкал в лесу. Отсюда произошло название деревни Тунгатарово («Тунга атар») «стреляющий в шубу».

д. Расулево

ТАМ, где находится сейчас деревня Расулево, в прежние времена простирались голые степи, отчасти болота. Прежде чем оказаться там. Расул Тархан кочевал с одного места на другое в поисках удобного стойбища. У него было много табунов лошадей, много другого скота и он перегонял их с кочевки на кочевку. Оказавшись здесь, он решил обосноваться надолго. Река Канды Булак делит деревню Расулево на две половины. Расул Тархан поставил свою юрту на левом берегу реки, у подножия холма.

Однажды перед юртой Расул Тархана остановились калмыки. Залюбовались они на лошадей-красавцев Расул Тархана, и один из них обменял мальчика Тайсына. еще лежавшего в зыбке, на коня-стригунка. Старший из них был не согласен с такой сделкой отца. «Этот чужак никогда не принесет нашему роду благополучие», заявил он и решил убить калмыцкого ребенка. Того держали в берестяной колыбели. Однажды старший сын Расуля взял лук и стрелы и сказав, что уходит на охоту, забрался на вершину холма. Он отобрал лучшую стрелу, и прицелившись, выстрелял в Тайсына, лежавшего в колыбели. Но стрела угодила в ступицу колеса, лежавшего рядом с колыбелью. А ведь старший сын Тархана считался очень метким стрелком и мог попасть в цель с двухсот-трехсот метров. А тут не попал с каких-то 150 метров. Удивился он и, повторяя «Если смертнику не вышел срок, то убийце не дано убить», вернулся, не стал больше стрелять. Подрос Тайсын, стал джигитом. К Расул Тархану относился, как к родному отцу. Тот выдал за него замуж девушку из своего рода и поселил их на правом берегу реки Канды Булак. То селение, что на левом берегу реки, стали называть Расулем (Расулево), а то, что на правом - Тайсыном (Тайсыново).

Мулла Юлкай

ЖИЛ-БЫЛ у нас мулла по имени Юлкай. Слыл он среди людей решительным и даже злым человеком. Его не то что уважали, а все слегка побаивались. И было за что.

Когда началось крещение здешних башкир. Юлкай вполне проявил свой характер. Собрал он односельчан, велел оседлать лошадей и поскакал с ними в Учалы. куда приехал в сопровождении небольшого отряда русский поп с сундуком, наполненным крестами.

Только собрались неверные начать свое черное дело, как налетел Юлкай с конниками и разнес их в пух и прах. Те даже опомниться не успели. А железный сундук с крестами мулла велел поднять на высокую скалу и пинком сбросил его в озеро под обрыв. Тогда озеро Учалы было так глубоко, что считалось бездонным. И стали нас с той поры окать типтярами. из сочетания слов «тип» (пни) и «тэре» (крест), что означает «пни Крест».

Как известно, Учалинский район богат различными полезными ископаемыми, которые получили отражения в народных легендах, поверьях, сказаниях. В этом отношении выделяется золото, о котором особенно много сохранилось народных сказаний, поверий. В устных рассказах о золоте являются образы Хозяина и Хозяйки, которые являются как бы хранителями этого богатства. Часто Хозяин или Хозяйка являются перед человеком в разном обличье: старика, лошади, козла, кота, быка, гуся, змея и т. д. Это связано, очевидно, с тем. что башкирские племена, занимавшиеся первобытной охотой и приручением животных, представляли силы природы («хозяев») в образах животных.

Хозяин реки Бык

«ДАВНО это было, жили мы в маленькой деревне на берегу реки. Речка хоть и небольшая, но имела Хозяина-Быка. Случалось мне видеть его не раз: сам синеватый такой, шея и ноги - в белых, черных и красных полосах. Однажды корова моя отстала от стада и не вернулась домой. Как ни искала, не могла найти свою кормилицу. Подумала, может с водяным быком осталась - в тот год не только в деревне, во всей округе не было быков. Потом корова нашлась. Когда отелилась, родился бычок, точь в точь - бык водяной, шея и ноги в таких же полосках, сам синенький, только маленький. Соседи удивляются, сама не знаю, как быть, да и то у всех коровы тогда яловые остались, а у нашей - такой небывалый теленок. А я хоть и знала, виду не подала».

Золотой Бык

ГОРНЯЦКИЕ легенды о быке Хозяине подземных недр и одухотворенном образе золотатакже коренятся в их древнем фольклоре. Бык играет решающую роль в развитии основного действия этих легенд. В деревне Ильчино бывшим старателем Я.Г. Муратовым, 1895 г. рождения рассказал легенду об огромном подземном золотом быке, который подпирает гору Муртык возле этой деревни. И добавил в конце: «Горняки Миндякского прииска начали бить шахту, чтобы добраться до золотого быка, но бык ушел и увел с собой все золото горы».

Хозяин золота Бык

«СТАРИК Якуп всю жизнь работал на золотом прииске. Много всякого повидал на своем веку и всегда охотно рассказывал о том, что с ним случалось в его бытность горняком. И еще он говорил, что у подземных сокровищ есть хозяин Бык. Чтобы золото не ушло, надо Быка приковать за ноздри цепями к горе. Тогда золото никуда не денется».

Наказание Быка

СРЕДИ башкир горнозаводских поселений бытует выражение «Золото ревет быком». Своим ревом хозяин сокровищ не столько дает о местонахождении золота, сколько предупреждает об опасности, которая подстерегает корыстного золотоискателя, если он посягнет на достояние хозяина-Быка. Ведь чаще всего легендарный Бык ревет, когда переносит свое богатство на другое место, предпочитая при этом оставаться невидимым. И это далеко небезопасно для тех, кто окажется поблизости.

«Было это в 1922-1923 годах на Мансуровской шахте. Работал там проходчиком парень по имени Шайхи. Как-то раз пришел он на работу раньше всех и первым спустился в шахту. Только дошел до первой штольни, как налетел невесть откуда взявшийся черный Бык и поддал его рогами. Очнулся шахтер уже в другом месте, в метрах 10-15 от места встречи с быком. Едва ли остался бы жив, если бы не подоспели товарищи. Они вытащили его из штольни и подняли наверх. Но недолго он после этого прожил».

Золото в виде старухи

«В СТАРОЕ время много было всяких побасок о золоте. Говорили, что золото поднялось из глубин земли, когда начался всемирный потоп. И еще говорили о верных приметах золота: якобы на золото указывает какой-то особенный цветок или трава. Или ходили такие слухи: золото оживает в виде старушки в золотом наряде; стоит старушку ударить, как она рассыпается золотом. А то рассказывали о белой змее. Кто ее увидит, должен тут же расстелить на земле белый платок. И будто на нем белая змея оставляет свой золотой рог, а от него человеку счастье и достаток на всю жизнь».

Богатый край

«ОТНОСЯТ происхождение золота к незапамятным временам, предания-легенды горнорабочих рисуют картину привольной жизни в «золотом веке» и выражают гордость несметными богатствами родного края. Уральские горнорабочие, русские и нерусские, рассказывают, что давным-давно самородки, как камни, были разбросаны по Уралу. Самородок фунтов несколько, а то и полпуда лежит, например, на тропке, а никто его не подбирает».

Волшебный камень

«ГАЛИ-АГАЙ из деревни Байсакалово нашел когда-то до революции большой кусок горного хрусталя и принес его домой. Вдруг началась гроза и хлынул ливень. Казалось, ему не будет конца. Когда Гали-агай рассказал о своей находке, старики решили, что не простой камень, а волшебный, и сказали, чтобы он не гневил аллаха, поскорей отнес камень обратно и положил его на место. Гали-агай так и сделал - послушался суеверных стариков. А те как в воду глядели - после этого дождь сразу перестал. Потом, много лет спустя, он вспомнил об этом случае и повел меня на ту гору, где он оставил свою страшную находку, но та куда-то пропала».

Охрана сокровищ

«В ДЕТСТВЕ я слышал, что подземные сокровища охраняются хозяйкой. Когда мальчишкой ходил на гору за глиной, меня каждый раз кто-то предупреждал женским голосом: «Нургали, не трогай». Это Хозяйка не хотела уступать свои богатства. А через год на той горе нашли золото, построили шахту».

Хозяйка Белая Кошка

«КАК-ТО раз в ночную смену кончился у нас крепежный лес. Пошли мы за ним вдвоем с товарищем к стволу шахты. Идем по штреку - и вдруг перед нами Белая кошка! Не раз слышали мы про нее от стариков, а вот видеть самим довелось впервые. Знали мы также, что она добрая и не тронет нас. Поэтому переждали, когда она уйдет в стену штрека - а говорили, что она и сквозь камень проходит. - потом двинулись своей дорогой. Не бывает сокровищ без хозяина. И у нашей шахты был свой хозяин. Вот и показался он нам Белой кошкой».

Хозяин шахты подаёт голос об опасности

«У НАС на Алтын-таше шахта была на 25 метров. Дядя мой там все копался. Мы тогда совсем маленькими были, но подсобляли ему чем могли: возили песок на промывку. Как-то раз остановились лошадей покормить, а дядя ни с того, ни с сего подает сигнал, чтобы его наверх подняли. Вылез он и говорит: «Ребята, надо уровку делать!». Это веревка такая, по ней спускаются в шахту, и один из золотарей все время следит за ней. дежурит у шахты. Дядя рассказывает дальше: «Стою на песке, потихоньку выбираю золотоносную породу и вдруг слышу непонятный звук. Перешел в другой угол шахты - опять тот же звук и стоны. А раз стонет, значит, примета такая, - несчастье или что. Так и стали работать: один вниз спускается, другой наверху за веревкой следит. И вдруг от одного угла шахты вода пошла. Тот. кто на уровке был, сразу засигналил. Дядю быстро подняли! Шахту - тут же затопило. И хоть там еще много золота осталось, пришлось ее бросать».

Хозяин наводит на след золота

«ГОВОРИЛИ раньше, будто сам хозяин наводит на след золота. Обернется человеком во всем белом и укажет, где пролегает золотоносный пласт. И вроде находили.

Но золото оно как живое. Его не удержишь на месте. Оно как бы выбирает, где ему лежать. И движется, ходит под землей до тех пор. пока не подберет себе места по душе. Ничто его не остановит, оно и сквозь камень проходит. А если лежит на земле, то катится, прыгает и ищет свое место. Но тут опять не обходится без хозяина. Это он переносит золото с места на место. Как матка ведет весь пчелиный рой, так и хозяин золота свободно распоряжается своими сокровищами, делится со старателями или старается придержать их. Хозяин бывает недоволен, если слишком много его богатств переходит в руки людей. Тогда он может вмешаться и насильно прекратить разработку в шахте или прииске. Дело доходит порой до несчастных случаев. Еще на моей памяти был случай. Неожиданно обвалилась золотая шахта и заживо похоронила почти тридцать горняков. Поговаривали, что это - дело рук самого хозяина».

Золотая Кобылица

КАК СПРАШИВАЕТЕ, золото находили? Оно не всем и не всегда в руки дается. По-разному о себе знать дает. Вот у нас парень один в поселке был, пастух-сирота. Так однажды около колодца золотую кобылицу увидел. Вышел стадо собирать, смотрит - стоит она, голову подняла. Тут как раз заря занялась. Хорошо все видно. Смотрит пастух, а подойти ближе боится. А она - ну чисто из золота! Заржала тихо и пропала. И так это было диковинно, что парень подумал, не почудилось ли. Весь день слонялся по пастбищу. А местность-то наша сами видите, гористая. И в этот же день нашел пастух в лощине самородок - с кулак будет.

Люди говорили, не один он кобылицу эту видел. И всегда тот, кто видел, или самородок находил, или на жилу попадал. Отец мой чудак был - все хотел кобылицу эту увидеть, золото найти. Три ночи подряд, как в сказке, караулил он ее, но так и не увидел.

Хозяйка золота превращается в горную козу

ЗОЛОТО оно какими-то чудесами происходит. Вот однажды тоже было. После выходного рабочие спустились в шахту. Тут они увидели горную козу. Не стали, конечно, бурить - такая диковинка. Наверх сразу выбрались, булгу подняли. Когда собралось побольше народу, снова все спустились в шахту и облаву на горную козу устроили. Пошли они облавой, а старики и говорят: «Зря ищете. Разве ее, хозяйку, найдешь. Она ведь всякими путями ходит». И ничего не нашли.

Ход Хозяина шахты

В ТОЙ ЖЕ вспомогательной шахте со мной случай был. Я тогда дежурным слесарем работал по перфораторным молоткам. Когда на работе все в порядке, стволовому скажешь, где-нибудь в теплом месте ляжешь и отдыхаешь. Раз забрался я в рассечку и устроился на «подушке». Это на них, на «подушках», ставились крепления, а сверху сплошным накатом из березы подкреплялся штрек. Здоровое крепление получалось. Лег я, можно сказать, на самое творило. Крышка у нас так называлась.

Лег я и уснул на этой «подушке». Сплю себе и сквозь сон чувствую, как кто-то быстро поднял меня с места и в сторону отбросил. Никакой боли не почувствовал и все же проснулся от неожиданности. Гляжу, лежу совсем не на «подушке», да и творило далеко слева от меня осталось. Спустился по деревянной лестнице из рассечки, пошел к старикам забойщикам н рассказал все, что со мной приключилось. А они мне говорят: «Зачем ложишься, где не надо? Там же Хозяин шахты ходит». Стал я с тех пор для отдыха более спокойное место выбирать.

Хозяин Шахты в облике старика в белом

РАБОТАЛ у нас в шахте каталем (вагоно-откатчиком) молодой башкир. Загнал он раз вагонетку в люк, только глянул на центральную дорожку и застыл от ужаса. Там, неподалеку, стоял хозяин шахты - старик в белом и махал ему рукой, как бы звал к себе. Опомнился парень, не стал опрокидывать вагонетку и высыпать руду, сам бросился в люк. А там высота не меньше десяти метров. При падении здорово расшибся. Оттуда его сразу привезли в больницу, где он пролежал два месяца.

Хищники и Казаки

БЫЛИ в дореволюционное время на приисках хищники. Сначала здесь не пускали мыть золото, мол, не арендована земля, - так по ночам хищники приезжают и моют тайком и от конторы, и от хозяина.

В Шагайтане (недалеко от Вознесенки) у хищников землянка была устроена. Ну и выследили их казаки. Подъезжают: «Вылезайте! Дайте чай попить! Вылезайте!» Казак один поставил в полог щелки ружье и кричит: «Вылезай, стрелять буду!» А те двое схватились за ружье и кричат третьему: «Плесни кипятком его!». Казак бросил ружье и бежать. И со стороны говорит: «Ребята, отдайте ружье!». «Нет». «Отдайте, ничего не будет» Те приказывают: «Отъезжайте подальше, дайте нам уйти, а ружье мы оставим». Так и договорились. Я тоже хищничал. Когда нас достанут, мы дадим казакам по полтине с человека и мирно договоримся. Бывало, по рублю давали, когда хорошо намоем.

Разбойник Юнус

В НАШЕ время про машины мы и не слыхали. Все на лошади возили и ездили. И миндякское золото возили сдавать куда-то в Миасс или Челябу тоже на лошадях. Самые ловкие воры зарились на богатство, но не смогли напасть на Стражу - четырех вооруженных винтовками солдат. Был у нас Юнус, услышал он разговоры про золото и посмеялся над ворами-разбойниками: «На вашем месте я бы давно заимел казенное золото». Те заспорили с ним, и Юнус за вознаграждение обещал, что золото будет их общей добычей. От самого Миндяка Юнус неотступно следил за оказией и доехал за ней не то до Учалов, не то до Ильчино, где стража остановилась на ночлег. Когда все заснули, Юнус подвел своего резвого коня к окну, сам бесшумно пробрался в дом, где солдаты, обернув сундук с золотом в кошму, поставили его на пол, а сами легли с винтовками на два вытянутых ее конца. Острым ножом Юнус разрезал кошму достал сундук и был таков. Перебираясь через Яик. Он угодил в глубокое течение, долго не мог выбраться на другой берег и запоздал. Лишь на рассвете добрался он до деревни, а тут его увидела бабка, выгонявшая в стадо свою корову. Дома она рассказала об увиденном старику, а тот - остальным деревенским старикам. Когда в деревне распространилась весть о пропаже золота, старики указали на Юнуса. Пришли к нему домой, заглянули в сарай, а там его конь весь в мыле. Арестовали Юнуса, допросили и скоро отправили на каторгу. Когда его увозили, он оставил сложенную им песню:

«Миром правит богатство, а не доброта и братство.
Эта проклятая жажда подвела меня под суд.
Пересек Яик вброд на шестилетнем буланке.
Не за золото попал - из-за шести стариков».

Иван Вольный

В НАШИХ местах поговорку можно услышать: «Ты что как Иван Вольный?» А кто он такой и что с ним приключилось, не каждый знает. Я расскажу.

Мордовали штейгеры при крепостном праве на приисках. Идет штейгер, а промывальщики моют песок. Найдет комок непромытого и орет: «На, съешь!» И люди ели. До сих пор длилось, пока Иван Вольный себя не показал.

Иван - здоровый старичок-старатель был. Подъезжает к нему штейгер на вершной (верховой) лошади. «Что делаешь, мерзавец?!» И нагайкой ожег. Рубаха на Иване взопрела от пота и рассеклась. Ему и больно очень, и рубаху жалко. Вскипел - стащил штейгера с лошади и прижал к земле:

«Что тебе сукин сын надо?! Прижму и жизни твоей конец».

«Дядя Иван, пусти, оставь живого, - я тебя вольным сделаю».

Иван отпустил. Вечером штейгер к нему зашел.

«Вот, дядя Иван, я в своем слове состоял, раз моя жизнь впереди, дарю тебе дом на два окна. Еще даю тебе пару лошадей, пару волов, и земли тебе будет пять десятин».

С тех пор и пошла поговорка про Ивана Вольного.


По всем вопросам Вы можете
обратиться к администратору сайта:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Данный сайт был создан по книге:
"Природа и туристические тропы Учалов".
Авторы книги Р. А. Фаткуллин, И. Р. Фаткуллин

Авторизация