В научной литературе существует более десяти попыток объяснения этнонима «Башкорт». Основы выражения воспринимаются как комплекс с элементами «баш» - главный, основной и «корт» - круг, совет, племя, род. И получается, главное племя, т. к. среди множества родов, населяющих территорию современного Башкортостана, башкиры были основными. В процессе формирования башкирской нации были вовлечены многие.
Вопрос о происхождении башкир - коренного населения Учалинского района и об их истории интересует многих. Накопленный учеными археологический материал позволяет придерживаться мнения о том, что проникновение башкирских племен на эту территорию произошло задолго до начала нашей эры. В Учалинском районе найдено 44 стоянки древнего человека, относящиеся к разным эпохам истории. Как правило - это берега озер, рек. Самыми древними стоянками являются неолитические (III тыс. лет до н. э.), которые сконцентрированы на берегах озер Озонкуль, Уськуль, Карагайлы. Под отвалами пустых пород погребено озеро Малые Учалы н вместе с ним четыре стоянки эпохи неолита. На местах стоянок обнаружены мастерские по обработке яшмы и кремния. Стоянки древнего человека открыты также у дд. Наурузово, Юлдашево, Кудашево, Узункулево, Новобайрамгулово, с. Учалы и т. д.
После каменного века (неолит) приходит бронзовый (1200-800 гг. до н. э.), когда в хозяйстве человека появляются изделия из бронзы и меди. Человеку этой эпохи свойственно было занятие земледелием, о чем свидетельствуют постоянные каменные мельницы (ручные). Эти племена жили в больших землянках, вырытых в землю на глубину 1 м и закрытые землей. Такие жилища человека найдены около д. Наурузово. В железном веке (IX-VII в в. до н. э.) племена жившие на этой территории, начали заниматься металло-возделыванием.
В начале нашей эры здесь жили ранние башкиры, о которых в легендах говорили, что они переселились с Сыр-Дарьи, с древней родины башкир - Приаралья, Казахстана.
В XIII в н. э. земли башкир были завоеваны войсками монголо-татар (1229). Но при этом Чингиз-хан теряет большое количество войска и отказывается идти во внутренние части территории башкир н поворачивает свое войско назад.
Территорию Учалинского района населяют представители пяти башкирских племен: барын-табынцев, кара-табынцев, тиляу, кубаляк, куванаковцев. Барын-табынцы располагаются в северной части района у подножия горы Ирендык. Кара-табынцы населяют центральную часть, тиляу и кубаляк - южную часть - бассейн реки Миндяк. У истоков рек Урала, Белой, Уя жил род куванаковцев и нынешние деревни Рысаево, Калканово, принадлежали им. Около д. Калканово была стоянка родовых вожаков. Народы всех пяти племен вели кочевую скотоводческую жизнь, перейдя в XVI в. к полукочевому образу обитания, который продлился до конца XIX в. Легенды и предания указывают, что родиной табынцев был Алтай. Роды тиляу, кубаляк близки к кара-табынцам. Оба рода считают друг друга родственниками.
Как известно, основная часть Башкирии присоединилась к Русскому государству в 1557 году. Но представители табынского племени сохраняли верность Сибирскому хану Кусему. отказываясь подчиняться русскому царю. В 1598 году войско Кусем-хана было разгромлено, но война долго еще продолжалась. То что предки башкир Учалинского района долгое время не хотели присоединиться к Русскому государству виновата царская администрация. В 1596 году Тюменский воевода Лука Щербатов организовал карательный поход на земли кара-табынцев. Были сожжены деревни, а женщины и дети угнаны в Сибирские города и проданы в рабство. После смерти Кусем-хана борьбу против Русских воевод возглавляет его сын Гали. Сибирские татары, нугайские и башкирские войска превращаются в главную силу задерживающую колонизацию Зауралья. В 1606 году они были разгромлены и башкиры от дальнейшей борьбы отказываются и переходят к русскому подчинению. Таким образом, территория района присоединилась к русскому государству полвека спустя.
Башкирский народ всегда отличался свободолюбием. В борьбе за освобождение народ только в XVIII веке за 75 лет восставал 20 раз. Но они жестоко подавлялись.
В 1736 г. после разрешения купли и продажи вотчинных земель в Башкирии увеличиваются потоки переселенцев. Окружив башкирские земли царские власти на ее границе строят крепости, десятки городов и переселяют туда казаков. Между ними, чтобы выполнить ту же карательную функцию помещают мещарские деревни (например, д. Ахуново).
В захваченных башкирских землях в конце XVIII века были построены меде- железоплавильные заводы, сотни тысяч переселенцев занимают плодородные земли, а коренное население вытесняется в горно-лесную местность.
В 1755 году царь издал Манифест, на основе которого казанские татары участвующие в подавлении башкирских восстаний, становятся собственниками башкирских земель, их хозяйств и семей. Такое же право дали мишарям, типтярам.
Крестьянские войны 1773-75 годов также не обошли территорию района. Кроме башкир, активно участвуют типтяры и мишари. В 1773 году башкирские отряды штурмуют рудники Вознесенки. Кирябинки. Шартымки. сопротивляющихся убивают, рудники уничтожают, рабочих берут в плен.
В 1720 году Сенат издает Указ об оплате башкирам за находку и показ рудных месторождений. С этого времени Башкирия превращается в центр горнозаводской промышленности. На берегах озер Карагайлы, Ургун. Учалы, Калкан были обнаружены месторождения медных руд. В XVIII веке на территории района кроме медных и железных руд были найдены и другие полезные ископаемые: яшма, слюда, хрусталь, серебро и др. В 1727 году на левом притоке Иремеля - Ташкутарган впервые золото было найдено. И с этого момента начинается здесь золотая лихорадка. Добыча золота в 1838 году начинается на берегу р. Миндяк около д. Галиахмерово. В 1836 году по указу Сената добыча разрешается и отдельным людям. В результате происходит наплыв старателей. Самые богатые прииски были около д. Шартымка. Мансурово, Уразово. Золото также добывали около с. Поляковка, Кирябинка. Вознесенка, а также около д. Мулдаш. Кусум, Мулдакай.
Колонизация территории района началась в 40-х годах XVIII века. До этого в этих местах жили только башкиры. Все земли, леса, воды принадлежали башкирам вотчинникам. Не довольные политикой царя о продаже купле вотчинных земель башкир, а также больших потоков переселенцев на эти земли местное население восстает. За 1735- 1740 гг. было самое кровавое восстание. За 6 лет одни и те же деревни сжигались несколько раз. Поэтому возраст деревень района не выше 250 лет. Для дальнейшей колонизации решающую роль сыграл указ царских властей, по которому вводились жестокие наказания против бастующих башкир (смертная казнь, ссылка, плата штрафных лошадей. Земли бастующих конфискуются, а сами высылаются. В свободные земли поселяют людей из других национальностей. Таким способом в 40-х годах XVIII века в
районе основываются татарские деревни. Сегодняшние 12 типтярских деревень образовались на землях башкир барын-табынцев, кувакановцев. На основе царского указа татарам, мишарям. типтярам без никакой арендной платы разрешается селиться на землях бунтующих башкир. Вот список типтярских деревень, естественно, они уже состоят не только из типтяр - прошло ведь два с половиной века.
1. Учалы-Асуды
2. Сафарово - Аитово
3. Мансурово - Ирендыково
4. Мулдашево - Ургун
5. Рысаево - Акбулат
6. Калканово - Шамар
7. Юлдашево - Аккужа
8. Кунакбаево - Кандыбулак
9. Имангулово - Ташкисеу
10. Уразово - Минебай
11. Ильчино - Ильсе
12. Ильтебаново - Ильтабан
Эти деревни в 1781 году объединяются в отдельную типтярскую волость, которая относилась к Верхнеуральскому уезду. Надо отметить и то, что кроме Башкортостана типтяре нигде не встречаются. Считают, что типтяре по своему происхождению - это татары, чуваши и башкиры с других районов.
В районе по величине и количеству населения второе место занимает с. Ахуново, основанное в 1777 году служивыми мишарями. Они также как и типтяры переселились со стороны р. Исеть (с севера). Царские власти мишарям давали на одно хозяйство два раза больше земли, чем типтярям. Решающую роль в этом сыграло их преданность к царским властям. Эту щедрость надо понимать как награду за беспощадность в подавлении башкирских восстаний. По административному делению с. Ахуново относилось к Троицкому уезду.
Самая старшая русская деревня в районе - это с. Кирябинское, оно было основано в 1758 году. В 60-х годах XVIII века около рудника Икнякай основывается деревня Вознесенка. Эти деревни образовались на землях кара-табынцев и барын-табынской волости и по административному делению относились к Троицкому уезду.
Деревни кара-табынцев: Абзак, Туляк, Балбук, Сулейман, Мулдаш. Кугун, Суйундук, Мулдакай, Инлегул, Ауыш, Карим, Тупай, Кулуш, Кутуй, Кубак, Истамгул, Базаргул, Ишкен, Ишмекей (Сурагул), Сеитак, Абдулкасим, Кудеш, Расул.
Деревни куванаковцев: Бурангул, Татлембетово, Абсалям, Байсакал, Ново- Хусаиново, Ялсыгол, Сайтембек.
Деревни барын-табынцев: Тунгатар, Картмуйнак, Корама, Кожай, Малый Муйнак.
Деревни кубаляковцев: Казаккул, Узункул, Кубагуш, Баттал, Делай.
Деревни тиляу: Карагужа, Казаккул, Амангельды, Малый Казаккул, Алтаяк, Рафик. Науруз. Гаделыпа, Сураман, Москово, Ягуда. Галиахмер, Кучук, Муса. Новый Байрамгул.
Вопрос о происхождении типтяр и их этнической принадлежности до сегодняшнего дня продолжает оставаться неясным. В дореволюционной этнографической литературе высказывались предположения, что типтяри происходят от древних булгар или «казанских выходцев» или что они представляют конгломерат разных тюркских и финских народов (чуваш, вотяков, татар, мордвы, мещеряков), переместившихся на Урал и в Зауралье после взятия Иваном Грозным Казани и поселившихся среди башкир как «припущенники». Ахмеров А. Г. настаивал на том, что корень слова «тептяри» надо искать в башкирском языке, так как назвать пришельцев этим именем могли только башкиры, коренные хозяева земли. Как отмечает Р. Г. Кузеев «типтяри» или мишари увеличивая свой земельный надел, становились «башкирами»... В то же время немало башкир, потерявших земли или не получивших наделы, становились «типтярами».
Большинство этнографов-тюркологов относят типтяр не к национально- племенной, а к социально-экономической общности представителей разных народов, покинувших родные места и поселившихся на башкирских землях на правах «припущенников».
Свое происхождение жители типтярских деревень объясняют по-разному, связывая его обычно с уходящими вглубь веков драматическими событиями истории. Среди преданий об этом преобладают такие, согласно которым предки-первопоселенцы пришли сюда из страны Синих гор, оставив ее в далеких казахских степях, и поселились в предгорьях Урала. Башкирское название покинутой родины близко ассоциируется и совпадает по значению с топонимом Кокчетав (Синяя гора - по-башк. Куксэ-тау - Кокчетав), ставшим ныне названием центра одной из областей Казахстана.
Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте